Аккредитовывать действующих фармацевтов и провизоров. Переходный период: изменения
Специалисты могут ознакомиться с порядком регистрации на Портале
непрерывного медицинского и фармацевтического образования в разделе
"Специалистам":
http://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/obshchaja-info...
После регистрации на Портале специалисту будет открыт личный кабинет,
где он в разделе "Общая информация" может найти инструкцию по работе на
Портале с подробным объяснением, как формировать индивидуальный
пятилетний цикл по специальности, искать программы повышения
квалификации, подавать заявки на циклы повышения квалификации и искать
информацию об образовательных мероприятиях по своей специальности в
рамках непрерывного медицинского образования.
Переходный период: изменения
Период с 1 января 2016 года до 1 января 2021 года считается переходным. В это время и сертификация, и аккредитация специалистов-медиков и фармацевтов имеют равные права.
Выбор способа получения допуска в профессию напрямую зависит от даты прохождения последней до этого момента аккредитации или сертификации – сертификаты, полученные на руки до 1 января 2021 года, действительны срока, который в них указан.
Установленный в настоящее время норматив специалистов-фармацевтов, имеющих сертификат, полученный до 1 января 2016 года, равен 108 часам очного обучения в течение 5 лет.
Для того, чтобы получить новый сертификат после окончания срока его действия, фармацевт может пройти обучение в объеме 144 часа в образовательном учреждении, либо пройти комплексный учебный курс, состоящий из 108 часов очных лекций и семинаров, 16 часов участия в семинарах и конференциях и 20 часов дистанционного обучения.
На рисунке 1 представлен весь порядок прохождения всех трех видов аккредитации фармацевтов.
Рисунок 1. Алгоритмы аккредитации специалистов-фармацевтов
Изменения, которые, как планируется, произойдут уже к 2021 году, коснутся в первую очередь фармацевтов прошедших аккредитацию до 1 января 2016 году.
Начиная с 2021 года, каждые 5 лет они будут обязаны проходить процедуру периодической и специализированной аккредитации. То же самое ждет и тех, кто прошел процедуру первичной аккредитации после 1 января 2016 года.
И первые, и вторые войдут в систему так называемого непрерывного образования, основанную на индивидуальном пятилетнем цикле обучения.
По истечении 5 лет, после завершения обучения, их ждет процедура аккредитации, дающая право продолжать работу еще на протяжении пяти лет, затем снова процедура аккредитации, и так далее. Решение о допуске фармацевта к процедуре аккредитации принимается аккредитационной комиссией.
Если специалист-фармацевт захочет получить новую квалификацию, ему будет доступна профессиональная переподготовка либо ординатура.
После окончания обучения его ждет процедура специализированной аккредитации, и после ее прохождения он получит возможность осуществлять работу по вновь приобретенной специальности.
Образовательные программы и портфолио специалиста
Материалы для непрерывного образования должны быть одобрены Минздравом. Обучение специалистов-медиков и фармацевтов по материалам, одобренным этим ведомством, станет обязательным с 2021 года, однако они уже сегодня находятся в открытом доступе на сайте ведомства.
Здесь же фармацевты имеют возможность составлять отчеты и формировать личное портфолио, необходимое для прохождения процедуры аккредитации. Минздрав, в свою очередь, будет отслеживать и контролировать образовательную активность специалистов, используя сведения о регистрации на ресурсе.
Обязанность работодателей – предоставить специалистам время и доступ к ресурсам при прохождении обучения. Если возникнет необходимость, организация должна также оплатить все командировочные расходы.
Рисунок 2. Алгоритм обучения в разных форматах
Обязательным условием для прохождения аккредитации фармацевта является наличие портфолио – оформленное в соответствии с требованиями, собрание фотографий, документов, публикаций и иных сведений, по которым можно судить о профессионализме человека в той или иной области.
Портфолио фармацевта должно включать в себя:
- базовые сведения;
- сведения о результатах практической деятельности;
- профессиональные заслуги и достижения;
- отчет об образовательной активности за 5 лет непрерывной работы.
Уже сегодня можно сказать о том, что система непрерывного образования, безусловно, делает жизнь специалиста-фармацевта намного проще. Один из основных плюсов образовательных программ нового формата – использование не менее 50% дистанционных технологий в структуре.
Еще одно новшество – коллективные образовательные мероприятия (конференции, семинары, вебинары и др.) могут быть засчитаны в общее количество часов, отведенных на образовательный процесс.
Новые способы получения знаний по специальности оцениваются в образовательных часах-кредитах. За 5 лет между аккредитациями фармацевта он должен накопить 250 часов-кредитов, равномерно распределенных по годам.
Таким образом, добрать недостающее количество часов в оставшиеся до аккредитации фармацевта полгода не получится.
Формирование индивидуального плана обучения
Индивидуальный план обучения составляется каждым специалистом-фармацевтом самостоятельно. В него могут входить аккредитованные Министерством здравоохранения очные и заочные образовательные мероприятия, а также программы повышения квалификации, рассчитанные на 18 или 36 академических часов.
В индивидуальный план могут быть включены дистанционные интерактивные образовательные модули и электронные образовательные курсы. Конференции, мастер-классы, семинары, вебинары, круглые столы и другие формы коллективной образовательной деятельности разрешено проводить заочно.
Разрабатывать и реализовывать их могут как аккредитованные образовательные учреждения, так и профильные некоммерческие организации.
Объем индивидуального образовательного плана специалиста – 250 часов. Освоение всех его компонентов должно быть подтверждено соответствующим документом – сертификатом или удостоверением о повышении квалификации с точным указанием мета, периода обучения и количества часов.
Система зачетных единиц
Система зачетных единиц ЗЕТ служит для оценки трудоемкости непрерывного образования (1 ЗЕТ = 1 академический час).
Объем индивидуального плана должен быть не менее 250 часов, равномерно распределенных в течение 5 лет, то есть ежегодно фармацевт получает 50 учебных часов, которые распределяются следующим образом:
- 36 часов – очные, заочные или дистанционные образовательные программы;
- 14 часов – образовательные мероприятия, организованные профессиональными сообществами.
Рисунок 3. Структура индивидуального пятилетнего образовательного плана
Плюсы дистанционной формы обучения
Дистанционная форма обучения еще не до конца прижилась в нашей стране и многие продолжают относиться к ней с некоторой настороженностью. Особенно это касается представителей «старой» школы, воспитанных еще на советских образовательных моделях.
Однако в последние годы дистанционное обучение становится все более актуальным. Наиболее востребованные формы дистанционного обучения сегодня – это дистанционные курсы и вебинары.
21.04.2017